Святые дня:


ХОЧУ ИЛИ НАДО. СВОБОДА БЫТЬ СОБОЙ

Рогозянский А.

От автора Часть 1. Свобода быть собой Чего мы хотим от дисциплины и наказаний? Свобода быть собой Свобода быть в руках Бога Свобода для чуда Мир спорит о дисциплине и наказаниях Есть ли свобода у нас в жизни? Есть ли свобода в Церкви?

Глава 2. Дисциплина любви Что может "дисциплина любви"? Дисциплинируя, будьте свободны и дисциплинированны Изучайте ребенка и вопрошайте Бога о нем Может ли быть ремень надежным педагогическим средством? Наши безмолвные стражи В какой семье традиции будут крепки? Дисциплина внутренняя и внешняя Аскетика, это очень страшно? Остаться свободным и выжить Свободный и радостный подвиг И все же: "хочу" или "надо"?

Глава 3. А сколько лет вашим детям? Быть рядом в нужный момент Коротко о возрастных периодах Свобода и дисциплина на разных возрастных этапах Закономерности внутренней жизни на разных этапах Заключение Библиография

Рецензия

на книгу А. Рогозянского «Хочу или надо?»

(О свободе и дисциплине при воспитании детей)

 И.Н. Мошкова,

 директор Семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыно,

канд. психологических наук

 

Всем, кто неравнодушен к проблемам семейного воспитания детей, нужно поздравить друг друга с выходом в свет очень актуальной и нужной родителям книги Андрея Рогозянского под названием  «Хочу или надо?»

 До сих пор журналист из г. Санкт-Петербурга А.Рогозянский был редактором и составителем многих интересных книг и брошюр, посвященных размышлениям о пути современного человека к Богу, трудностях начального этапа его воцерковления и поиске новых отношений с близкими людьми, основанных на православной вере. Интерес А.Рогозянского к периоду взросления человека далеко не случаен, ведь «все мы вышли из детства» и именно оттуда, от нашего рождения и первых лет жизни, как от некой точки отсчета, берут свое начало наши сокровенные чувства к Богу, к людям и окружающему миру. По выражению великого русского религиозного философа И.А.Ильина, «семья есть живая лаборатория человеческих судеб», из которой может выйти в жизнь, как новый святой, так и жестокий проходимец. «Что из детства помогает человеку стать верующим, а что мешает и откровенно вредит ему на пути к Богу», - этот вопрос давно заинтересовал А.Рогозянского, и он начал более пристально вглядываться в атмосферу отчего, родительского дома.

Книга «Хочу или надо?» представляет собой первую авторскую работу на данную тему, в которой А. Рогозянский четко формулирует свою позицию: ребенку в семье только тогда бывает хорошо, когда он ощущает христианскую родительскую любовь.

«В чем же заключается христианская семейная педагогика?» - размышляет автор и приходит к выводу, что ключом к достижению желаемой цели является правильно выбранная родительская воспитательная позиция. Находясь в этой позиции, родители понимают, что истинным Отцом и Воспитателем человеческой личности является Сам Господь, а они - Его верные помощники и со-работники. Мать и отец, по слову Священного Писания, хотя и рождают дитя на свет, все же не имеют власти над его душой и не имеют права из нее «лепить» все, что ни пожелают. Родители должны быть как бы проводниками Божией благодати из мира горнего в мир дольний. «Вовсе не правила и не методики воспитания, а сама душа воспитателя, наполненная действующей в ней Божественной силой, выступает в педагогике  христианства на передний план, становясь главным ориентиром для детской души и, в буквальном смысле этого слова, питая ее через себя, как бы по некой таинственной пуповине, Божественной благодатью», - пишет А. Рогозянский (с. 14-15). Вот почему само слово «вос-питание» можно понять как восполняющее питание души ребенка Благодатью Святого Духа, благодаря которой он растет и развивается как полноценная личность. Таким образом, плоды христианского воспитания напрямую зависят от того, насколько отец и мать ребенка в устроении собственной души и в своем поведении  смогли «явить» ребенку образ Христа. Таким образом, ни что иное, как добрый личный пример поведения родителей является непременным условием и гарантией успешности христианского семейного воспитания детей.

Автор книги справедливо указывает, что ребенку нужен добрый пример нравственного поведения родителей для того, чтобы невидимая духовная реальность стала для него видимой и ощутимой. Невидимый и неведомый Бог должен отобразиться в чертах характера и во внешнем облике родителей как видимый и осязаемый Нерукотворный Божественный Образ. Красота Божьего Лика, явленная в поступках, словах и отношениях людей друг к другу, «уловляет» детскую душу и ненасильственным путем обращает ко Христу. Благодаря тому, что Истина «не доказуется», а ежедневно наглядно «показуется» благочестивыми родителями, ребенок  добровольно стремится им подражать, возрастая незаметным для себя образом и психологически, и духовно.

По мнению А. Рогозянского, правильная реализация христианской семейной педагогики позволяет приблизиться к «невозможному»: достичь дисциплинированности и послушания ребенка без наказаний, запретов и нравоучений, ограничивающих или ущемляющих его свободу.  Достижение «дисциплины любви», т.е. такого состояния взаимоотношений между родителями и ребенком, при котором ребенок сам не желает быть своевольным и совершать грех – такова главная цель семейного воспитания.  Когда ребенок сам начинает хотеть жить и поступать так, как надо, в соответствии с Законами и Заповедями Божиими, тогда, как пишет автор, и совершается главное чудо воспитания.

Свободный характер христианского воспитания создает ребенку просторное поле действия, на котором он может развиваться, выявляя свои таланты и творческие способности. Для того, чтобы ребенок мог раскрыться в полной мере, взрослые должны уметь изучать его и вопрошать Бога о его предназначении. На каждом возрастном этапе жизни, пишет А. Рогозянский, ребенку свойственен свой стиль отношений с окружающим миром, своя специфическая форма  телесного, душевного и духовного устроения, свой тип личности. Господь промышляет о человеке, давая ему возможности опробовать свой творческий потенциал. Внимание взрослого к ребенку, стремление понять и поддержать его личный поиск своего места в жизни, также являются необходимыми условиями успешного осуществления христианской семейной педагогики. Каждому человеку Господь дает свой крест: свои особенности, ограничения, скорби и испытания. Христианское воспитание приводит родителей к пониманию жизненного креста и предназначения своего ребенка, смиряет их, давая возможность ощутить действие Божественного Промысла. Готовность взрослых оказать своему ребенку действенную помощь в несении жизненного креста, а также способность укрепить его духовные силы своей молитвой, ставят родителей на путь духовного подвига и самоотверженного служения в кругу семьи, которые в итоге и приводят их ко Спасению души.

Даже по краткому обзору содержания книги «Хочу или надо?» становится понятным, что все мы: священники, педагоги, психологи и родители, - получили ценный подарок, о котором долго мечтали. Вышла в свет очередная добрая, мудрая и толковая работа А.



Помощь проекту
Для развития проекта и оплату поступлений новых материалов нужны финансы, которых у разработчиков нет. Если Вы хотите помочь проекту, перечислите любую сумму на кошелек webmoney R326015014869.

Аудио

Из-за отстутсвия какой-либо финансовой помощи рубрика закрыта
Икона дня:


Поиск по порталу:



Мысль на сегодня: