МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

студента 1-го курса МДА

ДОЛГОВА АЛЕКСЕЯ

 

 

 

 

на тему: “Опыт организации детских православных лагерей в Кипрской Церкви и возможность его применения в России”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕРГИЕВ ПОСАД 2000-2001 г.

 

 

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Мф. 28, 19-20).

 

ВВЕДЕНИЕ

Крушение атеистической государственной идеологии вновь открыло перед Русской Православной Церковью возможность активно участвовать в процессе воспитания будущих граждан России, которой она была лишена в течение семидесяти лет атеизма.

Система всеобщего духовного образования, существовавшая до Октябрьской революции, была безжалостно уничтожена декретом В. Ленина об отделении Церкви от государства и средней общеобразовательной школы. Поэтому сегодня приходиться заново открывать то, что с таким трудом создавалось предыдущими поколениями.

Современные воскресные школы, применяющие основанные на православном вероучении разнообразные методики воспитания, с успехом ликвидируют “христианскую безграмотность” русских людей, до недавнего времени живших в “безрелигиозном” обществе.

Один из знаменитых русских педагогов К. Ушинский сравнивал воспитание с медициной и утверждал, что педагогическая теория должна опираться на практику, а практика на теорию.

Несомненно, что только на основе правильного учения о человеке, хранимом Православной Церковью, возможно построение системы православной педагогики, потому что “цель воспитания в свете православия — есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия”.[1]

И в этом задачи истинной педагогики совпадают с целью Русской Православной Церкви — исцелить человека, сделать его здоровым и полноценным наследником вечной жизни в царствии Божием.

 

Научная проблема

Современное нравственное положение общества таково, что одна только наука не может дать ребенку представления и знания о том “нормальном” состоянии, в котором должно пребывать создание Божие. Особенно необходимо духовное воспитание.

В детстве, когда восприятие духовного мира живо и реалистично, удобнее и проще всего правильно ориентировать ребенка любить Церковь, ее богослужение и свою Родину.

Объединение усилий РПЦ с попытками различных государственных и не государственных структур организовать отдых и досуг молодого поколения требует выработки адекватных методик воспитания детей в период летних каникул, основанных на современных научных разработках в области педагогики, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и вероучению Русской Православной Церкви.

Научная тема

По примеру Церкви и святых Отцов, взявших многие понятия и термины у язычников и придавших им иной христианский смысл, и система православной педагогики, создаваемая сегодня в России, может и должна учитывать позитивный опыт светских систем.

В необходимости этого был уверен и замечательный педагог профессор протоиерей Василий Зеньковский, который отмечал, что “при построении системы педагогики, отвечающей духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей, выработанных как религиозной, так и лаической педагогикой Западной Европы и Америки. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике, и утверждаем, что этот органический синтез может быть выражен в полноте и сложности актуальных проблем воспитания лишь на основе христианской антропологии, как ее изъясняет православное сознание”.[2]

В свою очередь, объединение навыков работы с подростками Кипрской Церкви и Русской, будет способствовать гармоничному духовно-нравствен­но­му развитию ребенка и цели всего религиозного воспитания — приведения его ко Христу, поскольку “оцерковление личности — это и есть ее спасение — и это и есть основная педагогическая проблема”.[3]

Актуальность

Учитывая постоянно возрастающее в нашей стране число детских православных лагерей, мы убеждены, что многолетний опыт кипрских педагогов и священнослужителей, занимающихся работой с детьми, будет полезен и ценен.

а) В общем смысле: Всеобщая обеспокоенность проблемами молодежи государственных и церковных структур, обеспечение альтернативного досуга, способного стабилизировать улучшить криминогенную обстановку в среде подрастающего поколения.

б) Для детей: Создание подобного рода лагерей позволит им приобщиться к традиционным православным ценностям, культуре и традициям русского народа, будет способствовать формированию патриотического отношения к государству. Специальная программа, посвященная православной культуре и жизни Русской Православной Церкви позволит заложить в ребенке основу для дальнейшего духовно нравственного совершенствования. Изъятие ребенка на время из криминогенной обстановки и работа с ним специалистов-педагогов будет способствовать его интеллектуальному развитию и возвращению к нормальной церковной и социальной жизни.

в) Для педагога: Будет способствовать приобретению опыта работы с самыми различными категориями подростков. Совмещение традиционных методов обучения (уроков) с общением в непринужденной обстановке (походы, чаепития и т.д) позволит педагогу наладить личный контакт с каждым ребенком, что, в конечном итоге, благоприятно отразиться на самом процессе преподавания.

г) Для усовершенствования процесса образования: Летние оздоровительные и трудовые лагеря позволят наиболее эффективно использовать все допустимые средства и методы, для преподавания детям специальной программы воспитания, одобренной Церковью и государственными структурами. Все это позволит разнообразить учебный процесс, сделает его более увлекательным и интересным для ребенка, позволит педагогу наладить личные взаимоотношения с ребенком.

Объект исследования

В работе будет рассмотрен опыт организации летних лагерей Кипрской Православной Церкви, организация распорядка дня, а также будет приведена методика ознакомления детей с Апостольскими и Евангельскими чтениями.

Предмет исследования

Рассмотрение методов работы кипрских педагогов и священнослужителей в детских летних лагерях, распорядок дня и организация повседневной жизни и анализ возможности их применения в России.

Цель исследования

Знакомство с программой кипрского летнего лагеря всех, кто имеет отношение к работе с детьми и подростками. Предоставленный материал и методические указания смогут дать представление об опыте организации летнего лагеря священнослужителям и преподавателям, которые могут использовать его для организации детских православных оздоровительно-трудовых лагерей в пределах канонической территории РПЦ.

Задача исследования

1 В работе будет дан анализ опыта организации летних детских лагерей в Кипрской Православной Церкви;

2 Будет исследована возможность взаимодействия и применения опыта КПЦ в России.

Выдвигаемые и защищаемые положения

1 Опыт Кипрской Православной Церкви, накопленный в течение нескольких десятилетий, будет полезен для Русской Православной Церкви;

2 Существующий опыт организации детских лагерей может быть обогащен педагогическими разработками кипрских педагогов и священнослужителей;

3 Обобщение опыта Кипрской Православной и Русской Православной Церквей будет способствовать гармоничному духовно-нравственному развитию ребенка.

Новизна исследования

В настоящее время опыт организации подобного рода православных детских лагерей в России фактически отсутствует, что, отчасти, объясняется господствовавшей в обществе атеистической идеологией.

Значение для науки и практики

Работа позволит создать научную базу для создания программ летнего отдыха для детей различного возраста. В дальнейшем данные образцы устройства распорядка дня, представленные ниже, смогут использоваться различными церковными и государственными образованиями при создании ими в епархиях или регионах детских православно-оздоровительных лагерей.

Православная Церковь призвана свидетельствовать о духовной реальности, так как имеет в себе ее начало и тысячелетний опыт ее постижения, поэтому и педагогика “должна быть укоренена в целостном мировоззрении, должна освещать основные свои проблемы теми принципами, которые ей дает антропология, философия и религия”.[4]

Неслучайно, что многочисленные секты огромное внимание уделяют работе с молодежью, вне зависимости от времени года, политической или экономической ситуации в стране, стремясь “прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24, 24).

Противостоять духовной агрессии, организовать отдых и досуг молодого поколения таким образом, чтобы ненавязчиво и аккуратно знакомить их с традициями, историей и верой нашего государства — в этом задача Русской Православной Церкви сегодня. Это соответствует и интересам государства, заинтересованного в стабильности и процветании нации.

Одной из форм реализации этих задач, при активном сотрудничестве Русской Православной Церкви и различных государственных образований, может служить организация летних лагерей для детей самого различного возраста.

Вот почему, нам представляется важным и необходимым исследовать подобного рода опыт Кипрской Православной Церкви, в которой уже не одно десятилетие существуют приходские летние лагеря.

Вывод о том, насколько применима данная практика в условиях нашего государства и на канонической территории Русской Православной Церкви будет сделан в заключительной части работы.

ИСТОРИЯ КИПРСКОГО КАТЕХИЗАТОРСКОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ В ПАЛОУРИОТИССЕ

Практика организации летнего детского отдыха существует на Кипре с 1969 года, когда в местечке Pendadaktylos Mountain* был устроен первый 15-ти дневный православный лагерь, работа которого была прервана турецкой оккупацией.

В 1977 году под руководством приходского совета Палоуриотисской катехизаторской школы (Palouriotissa, Nicosia) начались земельные и строительные работы по созданию нового лагеря, недалеко от поселка.

Все первоначальные затраты по покупке земельного участка, необходимого инвентаря (палатки, кровати, постельные принадлежности и т.д.) приняла на себя Палоуриотисская церковь.

Большая часть необходимых работ была произведена безвозмездно волонтерами “Христианского движения”.

Средства для организации и проведения смен Приходской Совет собирает в течение всего года за счет проведения благотворительных ярмарок, а также различных мероприятий, на которых продаются предметы церковного искусства, книги и т.п.

Подготовка лагеря начинается за 6 месяцев до наступления летнего периода и включает в себя два этапа: духовный и материальный.

Духовная подготовка заключается в создании карманной книги (CAMPING HANDBOOK) отдельно для детей и для вожатых, которая включает в себя:

1. 15-ти дневную программу смены;

2. Дневные Евангельские чтения;

3. Темы для бесед в отрядах;

4. Утренние и вечерние молитвы;

5. Познавательный материал;

6. Распорядок дня.

Материальная подготовка включает в себя подготовку и установку палаток, инвентаря и приобретение всего необходимого для двухнедельного заезда 80 детей.

Лагерь возглавляет опытный педагог, преподаватель Кипрской Семинарии отец Георгий Антониу, вожатыми являются преподаватели Катехизаторской школы Палуориотиссы (8-10 челолвек). На кухне безвозмездно работает 8-10 женщин, а также некоторые другие волонтеры.

Общее количество людей в лагере достигает порядка 120 человек.

Месяц работы лагеря делится на двухнедельный период для мальчиков и такой же для девочек.

Финансирование осуществляется за счет частичной (50-ти процентной) оплаты путевок родителями, частью — за счет прихода и пожертвований частных лиц.

КОНЦЕПЦИЯ И ЗАДАЧИ ЛАГЕРЯ

Главная задача лагеря — донести до каждого ребенка ту или иную мысль из Святого Евангелия, постараться сделать Новый Завет не просто Священной книгой, а руководством в жизни: “Мы решили выбрать в качестве главной темы лагеря Евангельское повествование о том, как святые апостолы шли в Еммаус и им явился Господь. Это очень важное сообщение для каждого из нас и все, что мы можем сделать сегодня — это припасть к этому “живому источнику” — Святому Евангелию. Но понимаем ли мы Его? Анализ текста  предложен в дневных чтениях. Глубокий анализ. Послеобеденные дискуссии в группах помогут нам достичь цели”.[5]

Центральная тема лагеря выбирается из Нового Завета и раскрывается в ежедневных чтениях. Имя самого лагеря также берется из Евангелия, а первые буквы для названия отрядов выбираются из названия лагеря.

В 1999 году  (1.07. — 16.07.) в качестве главной темы для юношеского периода было выбрано Евангелия от Луки (24, 29), а сам лагерь получил название “Сопутники Христовы”.

Отряды выбрали себе следующие названия: Послушные, Победители, Благоразумные, Наблюдательные, Ответственные.

Смена для девочек (19.07. — 3.08.) имела иное название: “Царство радости”. В качестве главной темы был взят евангельский фрагмент (Лк. 24, 29). Отряды носили следующие названия: Послушные, Скромные, Внимательные, Верные, Веселые, Молодые.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Ниже мы представляем ежедневную программу дня периода для мальчиков:

6:30  Подъем;

6:35 Зарядка;

6:45 Утренний туалет;

7:15 Утренние молитвы;

7:35 Чтение из Евангелия;

8:00 Поднятие национального флага;

8:15 Завтрак;

8:45 Уборка в палатках;

9:00 Работа в отрядах по уборке лагеря;

10:00 Учебное время;

11:00 Свободный час (собрание вожатых*);

13:30 Обед;

14:30 Отдых;

16:30 Подъем, умывание, уборка в палатках;

16:45 Полдник;

17:00 Собрание в отрядах: беседа или игры;

19:00 Спуск национального флага;

19:10 Свободное время;

20:30 Ужин;

21:30 Общее собрание лагеря (постановка сценок);

22:00 Вечерние молитвы;

22:30 Тишина.

Все вожатые и дети обязательно участвуют в таинствах Исповеди и Святого Причащения в конце второй недели.

ОБЩАЯ ПРОГРАММА СМЕНЫ*

Перед началом смены Советом катехизаторской школы была составлена подробная ежедневная программа:

1 июля (Четверг) — Прибытие. Деление на отряды. Послеобеденная дискуссия на Евангелие от Луки (24, 29).

2 июля (Пятница) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 15). Спортивные соревнования.

3 июля (Суббота) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 16). Послеобеденная дискуссия. “Время быть искренним”.

4 июля (Воскресенье) — Божественная литургия. Вечерние соревнования и игры.

5 июля (Понедельник) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 16). Послеобеденная дискуссия.

6 июля (Вторник) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 17). Игра в лесу.

7 июля (Среда) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 19). Послеобеденная дискуссия.

8 июля (Четверг) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 21). Игра “Спрятанные сокровища”.

9 июля (Пятница) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 21). Исповедь. Послеобеденная дискуссия. Показ слайдов.

10 июля (Суббота) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 24). “Время быть искренним”.

11 июля (Воскресенье) — Божественная литургия. Причащение. Церемония закрытия.

12 июля (Понедельник) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 25). Послеобеденная дискуссия.

13 июля (Вторник) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 26). Подъем на гору для встречи рассвета.

14 июля (Среда) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 28).

15 июля (Четверг) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 32). Послеобеденная дискуссия.

16 июля (Пятница) — Обсуждение дневного Евангельского чтения (Лк. 24, 35). Отъезд.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛАГЕРЯ

Каждый день начинался с подъема и 10-ти минутной физической зарядки. После совершения утреннего туалета все собирались в церкви под открытым небом и совершалась утренняя молитва. Отец Георгий давал возглас и все дети хором читали несколько простых молитвословий — Пресвятая Троице, Отче наш и т.д.

Затем один из вожатых читал краткую молитву, составленную священником, в которой от лица всего лагеря просил Бога помочь выполнить намеченные на этот день дела.

После этого все дети собирались в специально построенном амфитеатром месте, где им предлагалось дневное Евангельское чтение.

Очередной вожатый выходил, читал несколько стихов из Евангелия и давал их краткое толкование. Отец Георгий подчеркивал те или иные важные моменты и указывал на них детям.

Церемония поднятия флага всегда проходила особенно торжественно — на специальной площадке собирались все отряды, со своими маленькими флажками (держать их мог только тот, кто особенно отличился хорошим поведением) выстраивались у флагштока и при пении детьми национального гимна Греции поднимался флаг.

Завтрак проходил в общей столовой, причем каждый из отрядов, по очереди, нес дежурство в трапезной: накрывал столы перед завтраком, обедом и ужином, помогал женщинам убирать со столов.

После завтрака вожатые вместе с детьми наводили порядок в палатках и на территории лагеря — собирали мусор, поливали растения.

Для вожатых были предусмотрены специальные встречи, проводил которые отец Георгий. На них обсуждали то или иное Апостольское или Евангельское чтение, пока у детей в лагере по распорядку было свободное время.

Обед также проходил в общей столовой и после него следовал двухчасовой тихий час, позволявший избежать переутомления детей в жарком климате. После отдыха всем детям предлагалось мороженное и различные охлажденные напитки.

Ежедневно проводились специальные беседы или игры для всего лагеря.

Перед ужином у детей вновь было свободное время и после вечерней трапезы следовало общее собрание лагеря на открытом воздухе, во время которого они, по отрядам, делали маленькие веселые представления, связанные с жизнью лагеря или национальной культурой.

Вечерняя молитва вновь совершалась в храме под открытым небом, после чего следовал отбой — время тишины.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В КПЦ

Традиционно организатором лагеря выступает Приходской Совет Катехизаторской школы в Палоуриотиссе, поэтому главная педагогическая задача, стоящая перед лагерем — объяснить детям Святое Евангелие в строгом соответствии с традицией Православной Церкви, сделать его руководством в жизни.

Именно поэтому все в лагере направлено на воспитание в детях любви к частному и общественному богослужению, за которыми читается Святое Писание.

Утренняя молитва должна возбудить в ребенке желание молиться. Для того чтобы не быть чрезмерно утомительной она значительно сокращена. Читаются лишь несколько общих молитвословий, причем при участии каждого ребенка. Это позволяет детям непосредственно ощутить тот дух соборности, который присущ только Православной Церкви.

После окончания общего правила, один из вожатых читает специально составленную “молитву дня”, в которой испрашивает от лица всего лагеря помощи Божия на то или иное дело или начинание, а вечером — благодарит за благополучно прошедший день.

Такое молитвенное правило вовлекает в общую молитву не только того, кто его читает, но и каждого ребенка, дает почувствовать свое живое и непосредственное участие в общей молитве, то есть церковную соборность.

На наш взгляд, это особенно важно — вызвать у ребенка желание молиться, а не заставлять его избегать длинных молитвенных правил. При таком разумном подходе, учитывающим возрастные особенности детей, молитва будет соединять их с Богом и впечатления и воспоминания детства станут, впоследствии, надежной основой, на которой будет возрастать церковное сознание.

Присутствие священника ни в коем случае не сводит таких совместных молитв к практике различных протестантствующих течений, для которых более важна внешняя форма, чем внутреннее содержание.

Проблема осознания национальной независимости особенно актуальна для киприотов после оккупационной войны 1974 года, в ходе которой большая часть острова оказалась под контролем мусульман.

Для воспитания патриотизма активно используется государственная символика Греции, частью которой себя осознает Кипр.

Поэтому неслучаен ежедневный ритуал поднятия и спуска государственного флага Греции, который сопровождается пением всеми детьми национального гимна.

Право поднятия или спуска флага предоставляется только особо отличившимся детям, что само по себе является мощным педагогическим стимулом и средством контроля и побуждения детей к исполнению распорядка дня и правил поведения.

Вся жизнь лагеря — распорядок, правила поведения, сами названия отрядов побуждают детей стремиться активно исполнять те или иные христианские добродетели — быть верными, послушными, наблюдательными....

И в этом намерении их укрепляют ежедневные беседы, во время которых священнослужители или катехизаторы объясняют им смысл Святого Евангелия.

Они начинаются еще утром: во время проповеди после утренней молитвы один из вожатых говорит краткое слово на 3-4 минуты, толкуя стих из Нового Завета.

Интересен также и тот факт, что сначала стих читается на древнегреческом, а затем на новогреческом языках. С помощью этого устроители лагеря пытаются пробудить интерес детей к древней античной культуре и языку.

Во время проповеди обязательно присутствует священник, который комментирует выступление благовестника, делает конкретные нравственные приложения евангельской мудрости к тем или иным возникавшим в лагере ситуациям.

В свою очередь, это позволяет приносить проповеди реальную пользу детским душам, которые ощущают всю огромную жизненную силу и справедливость слов Писания.

Авторитет опытного священнослужителя предотвращает опасность уклонения в простое изучение Библии свойственное, например, для баптистов.

Немаловажное значение для воспитания детей имеют совместные трапезы, во время которых дежурит один из отрядов. В задачу дежурных входит: элементарная помощь женщинам на кухне, сервировка столов, помощь при раздаче пищи во время обеда или ужина, что, без сомнения, способствует воспитанию чувства ответственности в детях.

Этому же способствует и другое лагерное мероприятие — совместная уборка территории, поливка цветов, деревьев, благоустройство игровых площадок.

Во всем этом активно и непосредственно участвуют и вожатые, подавая пример того, как надо относится к исполнению своих обязанностей.

На этом построена вся педагогическая система, применяющаяся в лагере: если вожатый сам не имеет понятия ни о духовной жизни, ни об ответственности, ни о любви к ближним, то он никогда не сможет научить этому ребенка: “Слова зажигают, если в них уже вложен огонь, они действуют, если за словами стоит одушевление, горячий и глубокий подъем у того, кто говорит слова. Вся полнота души, вся внутренняя сила ее насыщаются словами — и от них исходит тогда огневая сила”.[6]

Каждый из вожатых жил в палатке вместе с детьми, что накладывало на него самого ряд обязательств и способствовало поддержанию дисциплины среди детей, чувствовавших постоянный контроль и внимание.

Личному духовному совершенствованию вожатых помогают ежедневные беседы со священником, во время которых обсуждается то или иное апостольское и евангельское чтение. За счет этого, достигается такое понимание Священного Писания, которое строго соответствует церковной традиции.

Впоследствии это помогало вожатым проводить ежедневные беседы с детьми, цель которых заключалась в ненавязчивом укоренении в детском сознании навыков христианского поведения в тех или иных жизненных ситуациях и формировании православного мировоззрения.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ БЕСЕДЫ В ФОРМЕ ДИСКУССИИ

Для достижения ожидаемого результата священнослужители и педагоги Кипрской Церкви довольно часто используют следующую модель, подходящую практически для любого возраста.

Мы рассмотрим данный опыт на примере беседы с детьми среднего возраста на тему: “Цивилизация”*

Вожатый накануне выбирает одну из тем, представленных в карманной книге* и подготавливает беседу следующим образом: в начале он рассказывает короткую историю и побуждает всех детей принять участие в дискуссии, то есть высказать свое мнение о том, что же мы понимаем под привычными и известными каждому понятиями.

Начальная история в данном случае выглядела следующим образом:

Однажды в пустыню отправилась научная экспедиция для исследования руин древнего поселения. В нее входили видные ученые, очень образованные, интеллигентные и известные люди. Все было очень хорошо подготовлено: купили все необходимое — пищу, воду, верблюдов, а также наняли одного из местных жителей — человека простого и неграмотного.

Все было благополучно, все задачи, стоявшие перед исследователями были успешно выполнены. Научная экспедиция с ценными сведениями отправилась в обратный путь.

Но тут случилось непредвиденное — разразилась песчаная буря и караван сбился с пути.

Довольно скоро кончилась вода и пища и тогда все эти ученые и интеллигентные люди во всех своих бедах стали винить проводника-бедуина. Сначала они просто молчали, но постепенно их неудовольствие и озлобленность становились все больше.

И вот однажды в припадке слепой ярости и злобы они побили своего проводника камнями.

И уже из последних сил, умирая, этот неграмотный человек указал им путь и скоро они вернулись в цивилизованный мир.

После рассказанной истории вожатый предлагает детям обсудить, что же мы понимаем под таким привычным понятием как “цивили­за­ция, цивилизованный”?

Причем перед ним стоит вполне определенная задача — каждый ребенок должен принять участие в общей беседе и избегая словарного определения попытаться дать свое собственное.

Главное цель этой вводной беседы — найти, обосновать и сформулировать то, для чего нужна цивилизация, к чему она должна вести человека.

На примере приведенной выше истории вожатый показывает детям, что цивилизованность заключается не только в научных знаниях и хороших манерах, в искусстве или культуре.

Настоящая цивилизованность невозможна без сострадания, сочувствия, то есть без того, что делает человека Человеком.

“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13), — вот главная цель, то обоснование к которому должен стремиться каждый человек.

На примере Святого Евангелия и житий святых угодников Божиих вожатый постепенно и ненавязчиво подводит ребенка к самостоятельному осознанию важности исполнения этой заповеди о любви к Богу и ближним.

В заключение беседы вниманию детей представляется вторая история, главная задача которой — заставить ребенка думать об этой проблеме, даже после окончания обсуждения в группе.

В качестве заключительной беседы может быть использована следующая история:

На одной из маленьких железнодорожных станций служил стрелочник. Он был человеком простым, но глубоко верующим — каждый день он читал Святое Евангелие.

И вот однажды, после сильного ливня, выйдя проверять состояние путей, он заметил, что их занесло глиной и камнями, а ведь скоро должен был пройти пассажирский поезд.

Стрелочник бросился в свою сторожку и начал искать фонарь для того, чтобы остановить поезд, но его нигде не было. Тогда он стал искать красный сигнальный флажок, но и он куда-то делся.

И вот тут, взгляд его упал на стол, где лежало Святое Евангелие и он вспомнил слова Спасителя: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13).

Тогда он взял белое полотно и покрасил его своей кровью. Поезд был остановлен и катастрофы не произошло, но этот стрелочник умер.

Кипрские педагоги твердо убеждены, что подобная история может заставить ребенка и дальше думать о евангельских притчах и будет способствовать осознанию важности и необходимости согласовывать свою жизнь с заповедями Божиими, развитию стремления подражать святым угодникам Божиим.

Для воспитания в детях чувства товарищества устраиваются спортивные состязания и игры, а также совместные выезды на природу и паломничества по святым местам.

В течение двух недель почти каждый отряд, за исключением самых маленьких (детей 5-6 лет) осуществлял восхождение на гору.

Детский лагерь находится высоко в горах. В определенный день один из отрядов рано утром, взяв все необходимое для завтрака на природе, пешком отправлялся к одной из близлежащих гор.

Время рассчитывалось таким образом, чтобы на вершине горы дети оказались прямо перед рассветом.

Встретив рассвет, все дети вмести готовили завтрак, после которого возвращались в лагерь.

Устроители лагеря вывозили детей к национальным святыням (Киккский монастырь, монастырь Ставровуни). Все поездки занимали один день, что вполне осуществимо, учитывая маленькую протяженность острова. Во время паломничеств детям рассказывали о событиях, связанных с историей страны и святых мест. Эти мероприятия особенно сближали детей в отрядах, способствовали развитию дружеских взаимоотношений.

Несколько раз, в течении двух недель, проводились трапезы в лагере под открытым небом с участием в них всех детей.

Традиционно, каждый вечер заканчивался небольшим представлением, которое по очереди готовили отряды.

Как правило, они представляли различные смешные сценки, связанные с повседневной жизнью, историей и культурой греческого народа.

Немалый интерес, с педагогической точки зрения, представляет особый день в жизни лагеря, который назывался: “Время быть искренним”.

Он предшествовал дню, в который весь лагерь участвовал в Божественной Литургии и приобщался Святых Христовых Тайн.

Вечером весь лагерь собирался под открытым небом. Священнослужитель говорил проповедь о прощении обид ближним, о необходимости достойно причащаться Святых Тайн и затем те дети, которые чувствовали за собой какую-то вину просили прощения у тех, кого они вольно или невольно обидели в течение этих двух недель.

К приобщению Святых Христовых Тайн — главному событию в жизни лагеря — начинали готовиться за несколько дней.

Исповедь начиналась также заранее, что вполне согласуется с традицией Греческой Церкви, в которой не все священнослужители, а только духовно опытные и получившие благословение архиепископа Кипрского могут разрешать грехи.

В одно из последних воскресений  весь лагерь утром собрался в специально отведенном месте под открытым небом, где была устроена маленькая церковь — невысокий иконостас с символическими царскими вратами и каменным престолом.

Пели и читали вожатые, которым помогали и дети причем, все богослужение заняло не более полутора часов.

Церковная служба фактически заканчивала официальную деятельность лагеря, а Святое Причастие становилось той важной  педагогической целью, к которой готовились все две недели совместно и вожатые, и дети, потому что истинное воспитание не может не затрагивать духовную жизнь: “Благодатное действие Евхаристии, точно также не может быть понимаемо внешне, магически. Через Евхаристию страшная тайна облекает душу нашу, ибо, по слову Спасителя, кто вкушает тело Христово и пьет кровь Его, “тот пребывает в Господе и Господь пребывает в нем”. Напрасно было бы измерять сознанием, улавливающим лишь то, что происходит на поверхности души, действие св. Евхаристии на душу. Это действие происходит в глубине сердца, оно таинственно и непостижимо, но именно через него питается духовная жизнь наша”.[7]

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА КПЦ В РОССИИ

Кипр и Россию объединяет одна и та же православная вера, но, без сомнения, существует целый ряд различий, связанных с национальным менталитетом и культурными традициями и обычаями.

К сожалению, не все педагогические разработки и опыт организации детских православных лагерей Кипрской Церкви могут быть применимы в России.

Радикальное отличие Кипра от России заключается не только в размерах государства. Фактически, на протяжении всего своего существования православная вера на острове Кипр доминировала над всеми остальными вероисповеданиями.

Даже сегодня, практически невозможно встретить неправославного человека — Православие является государственной религией.

Все историческое культурное наследие бережно сохраняется: восстанавливаются, разрушенные мусульманами православные святыни, строятся новые храмы и монастыри.

Дети на Кипре рождаются и воспитываются в православной стране, имеющей тысячелетние традиции.

Совсем по иному складывалась жизнь Русского государства.

Даже сегодня, во время общепризнанного духовного возрождения, для многих людей Православие непонятно и соблазнительно.

Поэтому методики катехизаторской школы в Палоуриотиссе не могут быть приняты целиком в том виде, в котором они применяются на Кипре уже несколько десятилетий.

Опыт Кипрской Церкви, безусловно, ценен, но может быть применен лишь отчасти, что объясняется разным менталитетом и культурными традициями.

Несомненно, применима практика организации бесед с детьми любого возраста, приводящая их к осознанию необходимости принятия православного мировоззрения.

Очень полезен будет и административный опыт организации смены и сама идея об устройстве лагеря под открытым небом, там где погодные условия России позволяют организовать что-либо подобное. Причем не обязательно планировать всю смену под открытым небом. Можно организовать 4-х или 7-ми дневный поход с проживанием в палатках.

Постоянное присутствие в лагере священнослужителя, участвующего во всех мероприятиях, насколько это сообразно его сану, также является важным педагогическим моментом.

В условиях нашей жизни, при приветливом и доброжелательном отношении священнослужителя будет преодолеваться тот барьер, который сегодня часто отделяет духовенство от простого народа и, особенно, от детей.

Ребенок получит, пусть потенциальную, но реальную возможность обсудить с батюшкой те проблемы, которые его волнуют, спросить совета в той или иной ситуации.

Необходимо, чтобы с детьми работали воцерковленные люди, имеющие хотя бы начальное имеющие педагогическое образование, поскольку от их поведения и воспитательных методов будет зависеть вся последующая церковная жизнь ребенка.

В Кипрской Церкви организацией и проведением летних лагерей занимаются только опытные преподаватели катехизаторских школ, имеющие огромный опыт в области общения с детьми.

Глобализация общества привела к тому, что современные дети, как никогда, нуждаются в осознании того, что они живут в обществе и им нужна полноценная “общественная жизнь не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию”.[8]

Воспитанию этого чувства единства и, в первую очередь, христианского единства, могут способствуют паломничества и совместные походы, проведение которых в кипрском лагере дает отличные результаты.

Однако, в настоящее время в России, на наш взгляд, нет ни возможности, ни необходимости создавать детские летние лагеря, в которых бы изучалось Святое Евангелие, поскольку большая часть детей не имеет представления об элементарных основах христианского вероучения.

Таким образом педагогические разработки и опыт по организации и проведению детских лагерей на Кипре может и должен быть учитываем при разработке концепции летнего трудового лагеря в России.

Подобное взаимодействие позволит создать концепцию и программу русского детского летнего лагеря.

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ В РОССИИ

Процесс духовного воспитания должен включать в себя все стороны жизни ребенка и, по возможности, продолжаться и в период летних каникул.

В противном случае, существует вероятность того, что, попав в совершенно иную окружающую среду ребенок быстро забудет то, что он получил в течение учебного года и цель религиозного образования, заключающаяся в том, чтобы указать “путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать ее дарами свыше, живущими в Церкви”[9] не будет достигнута.

Максимально благоприятного результата можно достигнуть путем организации летних детских лагерей, в которых совмещались бы  отдых, образование и труд.

Последний аспект воспитания также особенно важен и необходим для формирующейся личности, поскольку “физическое воспитание не только “оправдано”, но и необходимо; даже больше — оно “связано”, как устроение жизни тела”.[10]

В свою очередь, это позволит решить проблему катехизации молодого поколения и будет способствовать оздоровлению криминальной ситуации в подростковой среде: “Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви — ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым”.[11] 

Государство также заинтересовано в духовном здоровье и развитии нации и вследствие этого открываются широкие перспективы сотрудничества с муниципальными образованиями, которые также могут участвовать в организации летнего лагеря.

 Концепция летнего детского православного лагеря должна вырабатываться с участием педагогов и священноначалия Русской Православной Церкви.

Главная задача русского летнего лагеря — помочь воцерковлению ребенка, усвоению им навыков и правил добродетельной христианской жизни, что составляет цель духовного воспитания.

Кроме того, в течение лагерной смены дети получат сведения об истории родного края.

Всю жизнь лагеря можно организовать в соответствии с церковным календарем. В дни памяти тех или иных святых Русской Православной Церкви вниманию детей будет предлагаться рассказ о жизни святого угодника и его роли в истории РПЦ и Российского государства. Из месяцеслова необходимо будет выбирать таких святых, деятельность которых была связана с местностью, которой организован детский лагерь.

Успех в реализации этих задач, во многом, зависит от личных качеств педагога — его доброты и внимания к каждому ребенку, потому что “встреча с добром, когда это добро искренно и глубоко определяет наше отношение к людям, к детям, когда в нас не играют страсти, всегда отзывается в душе других; особенно чутки к подлинному добру детские души, которые быстро научаются разгадывать за суровой внешностью, за педантизмом — доброту. Вообще можно быть уверенным, что так или иначе, но детские души чутко воспринимают все подлинное и глубокое в старших”.[12]

В идеале в лагере должна быть создана такая атмосфера, попадая в которую даже нецерковный ребенок смог бы измениться и осознать необходимость жизни в Православной Церкви, потому что “в Церкви всегда действует Дух Божий, — и Его действие оцерковляет само по себе”.[13]

Несомненно, что наиболее желательным итогом воспитательной работы с детьми должно стать их сознательное и добровольное желание приобщиться Святых Христовых тайн в течение лагерной смены: “Участие в литургической жизни Церкви, рост внутренней жизни, чистое искание правды составляют самое сердце религиозного воспитания. но это развитие духовной жизни невозможно вне вживания религиозного сознания в догматические истины, хранимые Церковью, вне живого приобщения к церковному разуму в его прошлом и настоящем”.[14]

Летние детские лагеря, в отличии от воскресной или общеобразовательной школы, будут не только обучать детей теоретически, но и дадут им возможность “пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой, в радостной атмосфере дружбы, доверия, ответственности, подчиняясь известной дисциплине”.[15]

Все это будет способствовать гармоничному духовному развитию ребенка, подготовке его и к земной, и к вечной жизни, поскольку “и школа, и внешкольное, и дошкольное, и семейное воспитание — все это “инструментально”, то есть все осмысливается через восхождение — в развитии тела, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, религиозной сферы — к духовному началу”.[16]

Только тогда деятельность педагога, все его усилия приведут его к цели — воцерковлению ребенка и не подпасть под осуждение Христа, повелевшего апостолам пустить детей и не препятствовать им приходить ко Нему, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19, 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1 Андрей Кураев. диак. Школьное богословие. М., 1997.

2 Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993.

3 Camping Handbooke for the group lider. Palouriotissa. Nicosia. 1999.

4 Как с пользой для души отдохнуть летом. Педагогический Кабинет Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000.

5 Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Издательство Владимирской епархии. 1996.

6 Шпеко А.И. Школа православной России. Сборник. М., 1998.

7 Проблемы религиозного образования в России: традиция и новый опыт. Санкт-Петербург. 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 152.

[2] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 149.

[3] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 126.

[4] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 11.

* В настоящий момент это место находится на оккупированной турками части острова.

[5] Camping Handbooke for the group lider. Palouriotissa. Nicosia. 1999. P.6.

* Во время собрания вожатых читалось и обсуждалось Евангельское чтение, представлялись темы для обсуждения в группах, а также предлагались решение различных проблем, которые могли возникнуть при работе с детьми, т.е. это было, своего рода, координационное собрание. Евангельское чтение, которое обсуждали вожатые, отличалось от того, которое читалось и объяснялось детям утром. Это позволяет самим вожатым совершенствовать свои знания под руководством священнослужителя.

* Программа смены для девочек фактически ничем не отличается, за исключением дневных Евангельских чтений.

[6] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 140.

* Примерный вариант построения беседы более подробно будет представлен в приложении.

* Camping handbook for the group leaders.

[7] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 146.

[8] Как с пользой для души отдохнуть летом. Педагогический Кабинет Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 18.

[9] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 155.

[10] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 152.

[11] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 126.

[12] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 141.

[13] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 147.

[14] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 155.

[15] Как с пользой для души отдохнуть летом. Педагогический Кабинет Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 19.

[16] Зеньковский В. проф. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М., 1993. С. 148.



Помощь проекту
Для развития проекта и оплату поступлений новых материалов нужны финансы, которых у разработчиков нет. Если Вы хотите помочь проекту, перечислите любую сумму на кошелек webmoney R326015014869.

Аудио

Из-за отстутсвия какой-либо финансовой помощи рубрика закрыта
Икона дня:


Поиск по порталу:



Мысль на сегодня: