Успенский пост (+ВИДЕО)

Проект «Лето Господне»

Протоиерей Артемий Владимиров

О духовном смысле Успенского поста, о том, как его провести, как и чем сугубо почтить в эти дни Матерь Божию, к Которой на Руси всегда было особенное отношение, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

Чем отличается осенняя пора, очей очарованье, в России от, скажем, канадской осени? Те, кто бывал в Новом свете, знают, какие там яркие, огненные краски. Те, кто бывал в Новом свете, знают, какие сполохи можно увидеть в августе на озере Онтарио. Тот, кто видел канадские клены, как рдеющие языки пламени, с трудом может забыть эту красоту. И всё-таки тех, кто давно покинул пределы нашей родины, всегда тянет в Россию, осень которой незабываема в ее лиричности, тихости или, как говорил Федор Иванович Тютчев, стыдливости увядания природы. Итак, чем же отлична русская осень от осени австралийской или европейской? Тем, что наш народ, стихийно боголюбивый и поныне, а когда-то благочестивый, особенно чтит Матерь Божию, особенным чувством преданности, благоговения и благодарности проникнут к Царице Небесной. И именно Ей он, наш народ-труженик, посвящает середину августа – я сейчас мыслю о царском календаре, – когда 15 августа (ныне 28-го, то есть в завершение месяца) празднует осеннюю Пасху – так испокон века называют у нас день блаженной кончины Богородицы Марии – Ее успения, перехода за грань земного бытия пречистой непорочной Ее души.

И когда окажешься на лоне нетронутой природы или даже где-то в городском парке, в Сокольниках, в Нескучном саду в августе, взираешь на догорание кленов: медленно падают и неслышно ложатся под ноги листья золотые, зелено-красные; и услышишь где-нибудь на выселках: «Курлы-курлы-курлы» – летит в жаркие страны клин журавлей или другой перелетной птицы. А если встать поутру где-то в тургеневских местах и увидеть, как подымаются от малых речушек и озер, клубятся сгустки тумана, то так и представляется, даже при отсутствии художественного воображения, что этот туман, стелющийся по заливным лугам, или покров листвы, устилающий пушкинские аллеи там, в Михайловском, – это действительно покров, по которому неслышно, легкими стопами шествует Царица Небесная, в успенские дни навевая и вдыхая в наши сердца особенную тишину, умиротворение, благость, когда и верится, и плачется, и так легко-легко, и не хочется думать ни о чем суетном, земном, низменном… Наш народ уже перестал интересоваться курсом доллара, позеленевшим от злобы и свернувшимся в трубочку. Мы знаем, что цена на нефть вырастет и без нас – саудиты не враги сами себе, – но не хочется думать о злобе дня, о Евросоюзе, который трещит, как Тришкин кафтан, распадаясь на составные части, в светлые успенские дни.

Успенский пост, как вы знаете или, может быть, хотите знать, состоит из двух недель и начинается с фиксированной даты – 14 августа по новому стилю, а заканчивается, соответственно, 28 августа, в день Успения – блаженной кончины – Пресвятой Девы Марии. Царица Небесная всю жизнь жила воздержанно. Никому ничего не навязывая, Она, конечно, избегала всяких развлечений; Ее не интересовали ни саечки, ни булочки, потому что с юных лет Она питалась небесным хлебом, который приносили Ей не человеческие, но ангельские руки. Матерь Божия имела Своим светом, воздухом, пищей, питием росоносную, живительную благодать Духа Святого, которая изливалась в Ее девственное и непорочное сердце по горячей вере в Небесного Отца и в воплощенного Сына Божиего, Того Самого, Которого Она, как Человека, носила под сердцем и безболезненно, чудесно, без повреждения ключей девства родила, оставаясь Невестой Неневестной и непричастной ни похоти, ни сласти, ни тлению, ни страданию, и Которого носила на Своих руках, питая девственной грудью, будучи самой смиренной, самой кроткой, самой боголюбивой служительницей нашего Спасителя.

Итак, мы, желая хотя бы в малой мере привести в порядок собственные мысли и чувства, всегда охотно встречаем середину августа – 14-е число – и вступаем в золотую осеннюю пору с намерением, позабыв на малое время о бифштексах и ромштексах, расправить крылья, уже сложенные было за спиной, и вслед за журавлями полететь по горам, по долам, с птичьего полета обозреть нашу меленькую человеческую жизнь с ее городской суетой и затем возвести очи к Той, Которая взирает на нас со Своих икон: Казанской, Тихвинской, Владимирской… – будучи воплощением чистоты, красоты и любви.

Псково-Печерский монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерский монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы

Как поститься Успенским постом? Конечно, прекрасно повоздержаться от мясного и молочного. Ревнители, желающие до буквы исполнить предписание поста, имеющие соответствующее к тому здоровье, рыбку вкушают только в середине поста на Преображение (мы об этом еще поговорим). Но внутренняя, сущностная сторона поста неизмеримо выше и глубже, и нам не удивить ни йогов-осьминогов, ни сыроедов, ни антропософов – о них вообще говорить не хочется – никакими мерами воздержания, но то, чего нет у бедных язычников, даровано, по милости Божией, нам. А нам даровано веровать в Богочеловека Господа Иисуса Христа и почитать и словом, и делом, и умом, и сердцем Его Пречистую Матерь, Которая совместила непостижимо материнство и девство, Которая, породив Христа, в Духе Святом является и нашей Родительницей, Учительницей, Наставницей, Которая нас всегда видит и слышит, нам внемлет и всегда ходатайствует за нас пред Престолом Божественного Своего Сына, принимая каждый наш молитвенный вздох, отирая каждую слезу, которая скатится со щеки сироты или вдовицы, помогая чудесно, а иногда и через людей, всем, кто в простоте сердца и незлобии призывает Богородицу.

Русские святые находились в особой духовной связи с Царицей Небесной, предстояли Ей как послушники

Русское Православие в этом отношении действительно имеет свои несущественные, но внутренние отличия от жизни сербов, или болгар, или греков. Да, конечно, все мы дети Пресвятой Богородицы, но изучите жития русских святых: преподобного Сергия, преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского… – все они находились в духовной связи с Царицей Небесной, служили Ей духом, предстояли Ей как послушники, Ее избрав Ходатаицей пред Престолом Пресвятой Троицы. И этим я вовсе не хочу сказать, что святые Греческой Церкви не имели сходного духовного опыта – несомненно, имели. Почитайте хотя бы жития святых афонитов – Петра Афонского, например, руководствуемого Царицей Небесной. Но, сличая иконографические традиции – греческую и русскую, взирая на фрески Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева, вы не можете не увидеть определенного различия: обилие мягких и светлых тонов, аскетический, но прежде всего – радостный дух.

Особенность русского благочестия – это детская приверженность, преданность Царице Небесной, соединенная с сознанием своей полной беспомощности, слабости, но вместе с тем и радостной уверенности, что Она, Пресвятая Дева, никогда не оставит Свое малое дитя, Своего сосунка, ползунка, Свое чадо, но всегда подымет, предохранит от бед, утешит и приголубит. И самый лик преподобного Серафима – служки, смиренного послушника Царицы Небесной, – его пасхальная улыбка, круглый год светившая в Сарове всей России, его приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» – есть сокровенное, но вместе с тем столь осязаемое свидетельство близости духа этого любимца Божиего Царице Небесной, многократно, между прочим, являвшейся преподобному Серафиму и некогда, когда он еще был юн, изрекшей ему: «Сей есть от рода нашего». Вспомним и преподобного Сергия, жизнь которого увенчалась дивным явлением Богородицы, перстом Своим указавшей в его сторону со словами: «Любимиче Мой, скоро будешь с нами».

Пусть выражением нашей любви станет 150-кратное внимательное и неспешное моление: «Богородице Дево, радуйся!»

Как же отметить в эти краткие, столь быстро несущиеся дни Успенского поста нашу зарождающуюся любовь к Царице Небесной? Лучше всего выражением этой любви послужит Богородичное правило, о котором напомнил русским людям преподобный Серафим в первой трети XIX века. Он подтвердил своим устным свидетельством, что во Вселенской Церкви на всем протяжении прошедших столетий никогда не угасало стремление христиан приносить Деве Марии архангельское приветствие: 150-кратное внимательное и неспешное моление, когда в устах и сердце христианина звучат слова: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Не об этой ли молитве Михайло Юрьевич Лермонтов вспоминает в своем прекрасном стихотворении:

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть…

– говоря об особой благодатной силе, которая пронизывает слова этого моления? А в ХХ столетии, незадолго пред мученической своей кончиной священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, писал из ссылки своим чадам, откуда-то из Туруханского края: «Дети мои! Если бы вы знали, как я счастлив посреди невзгод, лишений и гонений! Потому что, привыкши ежедневно обращаться к Царице Небесной с архангельским приветствием: “Богородице Дево, радуйся!”, я со страхом и трепетом сознаю, что даже земные мои пожелания – хочется ли рыбки или отдохнуть немного в невзгодах пути (а он шествовал по этапам. – прот. А.В.) – Бог предстательством Девы Марии дарует мне, и гораздо более, нежели я прошу и на что я надеюсь».

Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы

Итак, дорогие мои, если мы хотим, чтобы эти две недели стали для нас сказкой, поэзией, радостью, если нам хочется выйти из замкнутого порочного круга депрессивных состояний собственной раздражительности, неуемного празднословия, каких-то гордостных помыслов, если мы устали от каких-то нецеломудренных воззрений, соответствующих низменных ощущений, которые грозят выкрасть из нашего сердца лилию чистоты и целомудрия, вооружимся этой молитвой – «Богородице Дево, радуйся!..» Не у всякого, быть может, получится 150 раз на дню произнести ее, но почему бы не ограничиться 15? Однако делать это нужно с чувством, с толком, с расстановкой, а главное – с живой верой, что в момент произнесения молитвы мы предстоим Царице Небесной.

Она взирает на нас Своим материнским – и радостным, и немного печальным – взором. Радостным потому, что Ей приятно, что мы, Ее чада, вспоминаем Ее, Марию Деву, протягиваем к Ней наши руки, ищем Ее покрова. Печальным потому, что Она ведает наше легкомыслие: едва лишь получим желаемое – расслабляемся, омрачаемся и опять впадаем в какое-то нечувствие и возвращаемся к опостылевшим душе грехам. Тем не менее, один инок афонский некогда, сознавая свое полное недостоинство после очередного рецидива впадения в какой-то грех, несовместимый с монашеским званием, обращаясь к Богородице, произнес такие слова: «Я – свинья, но твоя, Матерь Божия! Не отрини меня, нечистого и грешного раба Твоего!» И, представьте себе, Она не отринула! Так что русский народ не зря свидетельствует, что всякий, кто с верой и покаянием призывает имя Пресвятой Богородицы, получит Ее помощь. Даже если он ограничивается воплем мысленным: «Пресвятая Богородица, спаси, помоги, очисти! Вызволи меня из болота, из трясины, в которой я нахожусь! Укрепи меня, направь мои стопы на дорогу заповедей Божиих, дабы я провел оставшиеся дни Успенского поста в чистоте и честности, вере и верности! Даруй мне встретить день Твоего Успения чистым от всякой скверны плоти и духа!»

Матери Божией мы особенно угодим, если прибегнем как можно скорее к серьезной, глубокой исповеди

И конечно, дорогие друзья, Матери Божией мы особенно угодим, если прибегнем как можно скорее к серьезной, глубокой исповеди, а, очистившись от терний, уязвляющих нас, вынув из сердца через исповедь все занозы грехов, приступим к Святой Чаше, не забывая, что, когда мы вкушаем Пречистую Кровь и Тело Спасителя, мы принимаем их из рук Богородицы, ведь Кровь и Тело именно Она подарила Боговоплощенному. Так что, в Святой Евхаристии становясь сотелесниками Господа, мы становимся одновременно и детьми в Духе Святом Пречистой Богородицы. И я очень верю, что этот Успенский пост принесет всем нам и облегчение, и очищение, и вдохновение. Ненадолго прощаемся с вами, потому что впереди нас ждет праздник Преображения.

Протоиерей Артемий Владимиров


Читайте также



Помощь проекту
Для развития проекта и оплату поступлений новых материалов нужны финансы, которых у разработчиков нет. Если Вы хотите помочь проекту, перечислите любую сумму на кошелек webmoney R326015014869.

Аудио

Из-за отстутсвия какой-либо финансовой помощи рубрика закрыта
Икона дня:


Поиск по порталу:



Мысль на сегодня: