«Без духовной жизни успеха в спорте не достичь» (+ВИДЕО)

Беседа с протоиереем Николаем Соколовым, духовником Олимпийской сборной России

Никита Филатов

Сегодня спорт – одна из важнейших составляющих общественной жизни. И не только. Спорт – это профессия, спорт – это, увы, бизнес, а подчас спорт – это и политика. Спортсмены, добившиеся высоких результатов, становятся национальными героями, кумирами миллионов: ими восхищаются и гордятся, им хотят подражать. А много ли среди них верующих? Может ли спортсмен своими результатами служить Богу? К чему больше приводит спорт – к объединению или разделению людей? И вообще совместим ли спорт – не только профессиональный, но и любительский, бытовой – с христианской жизнью? Об этом мы беседуем с протоиереем Николаем Соколовым, духовником Олимпийской сборной России.

– Отец Николай, добрый день. Спасибо, что согласились ответить на вопросы портала Pravlib.ru. Сегодня хотелось бы поговорить с вами о спорте и спасении. Часто мы видим, как спортсмены крестятся перед соревнованиями, они носят нательные крестики. Какое место, на ваш взгляд, занимает в жизни спортсменов вера в Бога?

– Добрый день. Я приветствую всех слушателей и всех, кто посещает ваш портал.

В жизни каждого человека случается встреча с Богом. Она по-разному происходит: иногда в детстве, иногда в юношестве, иногда в зрелости, а иногда – и на смертном одре. Я тесно общаюсь со спортивным миром и вижу, как Господь призывает наших спортсменов к служению Себе через спорт. Через духовную жизнь, которая начинается у них с тяжелого-тяжелого труда – почти у всех с раннего детства. Они еще в школу не пошли, а уже посещают спортивные секции: а это подчас многочасовые ежедневные занятия, подъемы в 6 утра, соревнования, которые являются для детского организма очень серьезной нагрузкой. И я вижу, что почти все спортсмены чувствуют: они не одиноки в этой жизни, при всяких сложных ситуациях они имеют возможность обратиться с молитвой к Богу. И все они приходят к мысли, что без помощи высших сил, без Бога они не смогли бы достичь хороших результатов.

В кого-то из них веру вложили родители, с детства водившие их в храм. Они были воспитаны как верующие, и веру сохранили, став взрослыми, занимаясь спортом уже как олимпийцы. Других в Церковь приводил тренер, который был человеком верующим. А бывает, что и жизненные ситуации складываются так, что сами спортсмены, уже взрослые люди, находят себе духовника.

Правда, когда я попал в мир спорта – на излете советской власти, в годы застоя, не каждый хотел называть себя прихожанином того или иного храма. Ведь они, выезжая за рубеж на Олимпийские игры, на те или иные соревнования, должны были быть, скажем так, идеологически правильными. Они ведь все состояли в комсомоле… Поэтому свою религиозную жизнь афишировать никто не собирался. Но люди были верующие.

– А как спортсмен может служить Богу?

– Честно выступая на соревнованиях, не употребляя допинг и препараты, которые запрещены, полагаясь на тот спортивный опыт и достижения, которые у них имеются, и на помощь Божию, которая, безусловно, сопутствует тем, кто обращается к Господу.

Спортсмены несут свою миссию: многие, узнав, что наши чемпионы – верующие, тоже приходят в храм

Служат они еще и тем, что через них – а я это наблюдал – многие люди приходят в храм. Спортсмены несут свою миссию, выступают как миссионеры. Потому что во многих интервью спрашивают: «А вы человек верующий?» И если олимпийский чемпион говорит, что да, я верующий, у меня есть духовник, меня благословил на соревнования тот или иной епископ или священник, то люди задумываются: «А почему у меня нет духовника? А почему я не хожу в храм?» Так что сам быт спортсменов подтверждает: спорт – это дорога к духовной жизни.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г. Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

– Выходит, успех спортсмена подстегивает и обычных людей?

– Да. Многие люди, обращаясь ко мне как к настоятелю храма, как к священнику, который окормляет олимпийские делегации, наш Олимпийский комитет, говорят: «А что, к вам ходят такие-то олимпийские чемпионы? Да?» И начинают тоже посещать храм.

– А бывает, что спортсмен уходит от Бога? И если да, то в каких случаях?

– Вот такого прямого отказа от духовной жизни или, так скажем, разочарования я не видел, но были случаи тяжелых духовных состояний при поражениях на играх, при тяжелых травмах… Но именно тогда усиливается молитва. И одна из задач духовника Олимпийской сборной, которым я являюсь, – спортсмена, впавшего в тяжелое состояние, оказавшегося в трудном положении, поддержать, влить в него новые духовные силы. Жизнь-то продолжается, и спорт есть спорт, как говорится. Побеждает сильнейший, но в этом есть и воля Божия. Но даже когда спортсмены получали не первые места и выбывали из команды, не было случая, чтобы мне признавались, что они уходят из Церкви. Такого я не наблюдал. Наоборот, они еще чаще приходят в храм, чтобы получить поддержку и утешение. И на Олимпийских играх их больше, чем тех, кто приходит и благодарит за свои награды.

– Всем известна фраза «В здоровом теле здоровый дух», причем именно в таком, переиначенном виде – оригинал-то значит прямо противоположное. Вы согласны с тем, что утверждает это популярное выражение?

Без духовной жизни больших достижений в спорте мало кто может достичь

– Господь дал нам дух, душу и тело. Дух и душа едины, а тело должно подчиняться движениям души и духа. И я считаю, что в спорте человек, тренируя свое тело, одновременно тренирует свою душу и свой дух, потому что без духовной жизни больших достижений в спорте мало кто может достичь. Вот восточные единоборства – так там в самой основе лежит духовная составляющая!

И не столько силой результаты берутся, сколько внутренней энергией, которую Господь дает человеку, а для этого надо иметь подвиг настоящей духовной жизни.

Поэтому «В здоровом теле здоровый дух» – это та соэнергия, которая должна быть в идеале. Чтобы человек берёг свое тело и здоровье свое как бесценный Божий дар. А этого можно достичь только занимаясь спортом с детских лет… Или хотя бы просто делая зарядку по утрам.

Протоиерей Николай Соколов служит молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери Протоиерей Николай Соколов служит молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери

– Спорт приучает к упорному труду, самодисциплине. Вы, как духовник Олимпийской сборной, хорошо знаете это. А чему еще мы, люди, которые спортом серьезно не занимаются, можем поучиться у спортсменов?

– Прежде всего, их убежденности. Убежденности в том, что для них это – основа жизни. При этом очень важно, что многие, связывая свою жизнь со спортом и называя себя верующими (принадлежащими той или иной конфессии), все-таки в основу своей жизни ставят не просто спорт. Я от многих слышал: «Я хочу этим помочь своим близким, помочь родителям, помочь бедной сестре». Финансово в том числе. И, действительно, видно, что люди не просто ради наград сражаются, а чтобы премии или званию порадовались близкие. И, как правило, это получается. Это взаимосвязано.

– Отец Николай, к спорту в церковной среде отношение неоднозначное. Кто-то считает, что спорт проповедует язычество. Ведь Олимпиады, их идеология и ритуалы пришли к нам из античного языческого мира. Что можно на это ответить?

– Отвечу событиями нашей современной жизни. Наверное, не просто так Святейший Патриарх назначает священника на Олимпийские игры, дает благословение, возглавляет молебны перед Олимпийскими соревнованиями, а спортсмены – по крайней мере, та группа, которая перед отъездом на Олимпийские игры собирается в Москве, – приходят на богослужение в центральные соборы: в храм Христа Спасителя, один раз такое богослужение было даже в Успенском соборе Московского Кремля, было в Казанском соборе Петербурга. И все спортсмены участвуют в молебнах, причем поют за молебном, все приходят за благословением к Патриарху. А в последний раз, когда Олимпийские игры проходили в Сочи, Святейший Патриарх возглавил молебен в сочинском соборе, и все спортсмены с радостью подходили под его благословение. Радовались и российская, и украинская, и молдавская, и грузинская команды. Все православные команды были как единое целое, как единая Церковь. Это первое, на что я укажу.

Молебен в Успенском соборе Московского Кремля перед началом выступления российской сборной на Олимпиаде в Пекине Молебен в Успенском соборе Московского Кремля перед началом выступления российской сборной на Олимпиаде в Пекине

Второе – это то, о чем сейчас говорят все: образовались даже команды, состоящие из священников, которые играют в футбол. В Новосибирске, в Молдавии, в других епархиях люди, уже будучи в священном сане, активно занимаются спортом. Я сам никогда спортсменом не был, достижений никаких у меня нет, но в юности, совершенно без ущерба для своей духовной жизни, занимался греблей и стрельбой из винтовки. Так что были и такие увлечения спортивные, которые принесли даже определенные результаты. И я не чужд трудов спортивных. Поэтому я не вижу, чтобы спорт противоречил духовной жизни.

Если говорить о людях, которые развивают себя физически, то вспомним труды монахов. На Афоне, в других монастырях… Когда надо срубить большое количество деревьев, перепилить их, наколоть из них дров, принести, унести, убрать, забрать, сделать ремонт храма, монастыря, стены… Это всё большой-большой физический труд. Это тоже нагрузки, подобные тем, которые дают себе спортсмены для достижений каких-то результатов в спорте. А здесь – духовное совмещается с физическим.

– Но ведь в спорте всё несколько иначе. Там платят деньги за это напряжение, а монахи не получают денег.

– Да, в спорте есть и материальная составляющая. Есть и опасности: появляется некая гордыня. Иногда люди, достигая определенных вершин, забывают, что нужно за всё поблагодарить Бога и продолжать трудиться. И были такие случаи (я не буду называть имена), когда спортсмены, получив определенные звания, награды, медали, золотые в том числе, уходили в праздную светскую жизнь, скажем так. И через какое-то время оставляли спорт, считая, что они достигли всего и на те дивиденды, которые они получили, имеют возможность прожить беспечно. Как правило, это заканчивалось если не трагически, то печально. Потому что люди начинали предаваться различным злоупотреблениям. А кроме того – и спортсменам об этом надо помнить, – если ты перестаешь заниматься профессионально спортом, будь то бокс, или плавание, или гимнастика, или еще какой вид, если твой организм, твое сердце уже не испытывают тех нагрузок, к которым привыкли, если ты резко прекращаешь тренировки, то неизбежны болезни. Чтобы сохранять свое здоровье, нужно постоянно нагружать себя. А если ты вместо нагрузок физических даешь нагрузки питейные, то получается совсем наоборот.

– Часто, чтобы посмотреть трансляции спортивных мероприятий, люди собираются большой дружной компанией. А потом начинаются конфликты. Как их избегать?

– Если речь о конфликтах во внутрисемейной жизни, то, если семья в хорошем состоянии духа и все переживают за какую-то команду, а кто-то болеет за другую, это не должно стать причиной разделения. Тут как раз и видно, что в семье не могут все одинаково мыслить. И у меня были случаи разногласия, но это никогда не заканчивалось разборками, какие сейчас часто на стадионах бывают, когда людей выносят на носилках с соревнования. Все проходило мирно, за чашкой семейного чая мы беседовали о том, что вот эта команда такая, а та – такая.

В основе жизни христианина всегда должна быть молитва. И если это есть, то никакие победы и поражения не нарушат мира

Хотя если семья христианская и интересуется спортом, то все, как правило, болеют за какую-то одну команду, потому что в верующей семье всё делается по согласованию и любое действие идет с молитвой. В Турине на Олимпийских играх мы смотрели с близкими мне людьми состязания, и каждый молился за своих спортсменов и свою команду, просто прося у Господа, чтобы Он помог. И даже если побеждали другие, то не было разногласий. В основе жизни христианина всегда должна быть все-таки молитва. Как и в основе жизни спортсмена. И если это есть, то никакие победы и поражения не нарушают семейного мира.

Протоиерей Николай Соколов Протоиерей Николай Соколов – Через пару лет – в 2018 году – Россия будет принимать Чемпионат мира по футболу. Многие ребята сейчас стали активно заниматься футболом. Как вы считаете, где граница между чрезмерным увлечением этой игрой, подражанием звездам и хорошим, правильным к ней отношением?

– Конечно, спорт нужен человеку, чтобы чувствовать себя сильным и не терять свое здоровье. Но во всем есть оптимум, так сказать. Один близкий мне человек говорил: любая добродетель имеет черту, переходя которую становится своей противоположностью. Это касается и спорта. Не надо забывать и того, что есть футбол профессиональный, есть любительский, есть юношеский, есть просто дворовые команды. Вот в детстве я гонял мячик со своими братьями, но никто нас не упрекал тогда за это, и мы с такой же радостью ходили в храм, как и на футбольное поле. И если правильно построена духовная жизнь в семье и дети не оставлены без попечения родителей, то эти увлечения спортом – только на пользу. И хотелось бы, чтобы в нашей сборной по футболу были по-настоящему хорошие спортсмены, которых вырастила улица и поддержали Церковь и все любящие их люди.

– Спасибо за интересную беседу, отец Николай. Что бы вы пожелали нашим спортсменам, которые совсем скоро отправятся в Рио-де-Жанейро покорять олимпийские высоты?

– Прежде всего, здоровья. Чтобы были силы перенести тяжелый перелет в Бразилию – туда лететь, по-моему, 14 часов. Чтобы хорошо прошла акклиматизация. Чтобы они никогда не отчаивались и в любых ситуациях понимали: они представляют нашу великую Россию – вся страна за них болеет, но в любом случае мы будем встречать их как героев. Успехов и радости.

С протоиереем Николаем Соколовымбеседовал Никита Филатов


Читайте также



Помощь проекту
Для развития проекта и оплату поступлений новых материалов нужны финансы, которых у разработчиков нет. Если Вы хотите помочь проекту, перечислите любую сумму на кошелек webmoney R326015014869.

Аудио

Из-за отстутсвия какой-либо финансовой помощи рубрика закрыта
Икона дня:


Поиск по порталу:



Мысль на сегодня: