Иоанна Златоуста,

архиепископа Константинопольскаго,

в русском переводе.

Doxa tw Qew pantwn eneka. Amhn.

Слава Богу за все. Аминь.Св. Иоанн Златоуст.


ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ

в двух книгах.

КНИГА ВТОРАЯ.

БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ

|| Литература и новости религиозной тематики.">

Слава Богу за все. Аминь.Св. Иоанн Златоуст.


ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ

в двух книгах.

КНИГА ВТОРАЯ.

БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ


В тексте Бесед отрывки по-гречески набраны шрифтом SPIonic.


ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ

в двух книгах.

КНИГА ВТОРАЯ.

      Беседа сорок вторая. Различныя добродетели Авраама и призыв слушателей к подражанию ему. Подтверждение Аврааму прежних обетований и божественное откровение о неизбежной гибели нечестивых городов. Ходатайство за них Авраама и пример Сарептской вдовицы.

      Беседа сорок третья. Добродетели Лота среди развращенных жителей и применение этого к жизни христиан. Страннолюбие Лота, достойное подражания. Беззаконное намерение Содомлян и самоотверженная защита Лотом странников. Избавление Лота ангелами от гибели. Увещание к страннолюбию.

      Беседа сорок четвертая. Увещание - с полным внимание принимать божественное учение. Сострадательность Авраама; значение ходатайства праведных за нас: нужно прежде всего заботиться о самих себе и молиться, а затем уже обращаться к ходатайству Святых. Ни Лота, ни дочерей его не нужно осуждать. Увековечивание памяти в потомстве добродетельною жизнью: достопамятный пример целомудрия Иосифа.

      Беседа сорок пятая. Важное значение для проповедника добраго расположения к нему слушателей. Поселение Авраама в Герарской земле и страх смерти; истинное супружество. Божественное избавление Сарры от бесчестия и оправдание Авраама перед Авимелехом. Исполнение божественнаго обетования о рождении у Сарры сына. Увещание к твердому упованию на Бога.

      Беседа сорок шестая. Необычайная радость Сарры по рождении Исаака и удаление Агари с Измаилом. Божественное промышление об изгнанных. Сила и безопасность того, кто пользуется божественною помощью. Гибельныя действия зависти и увещания к ея искоренению.

      Беседа сорок седьмая. Божественное повеление о принесении Исаака в жертву и несокрушимая твердость веры и послушания Авраама божественной воле. Прообразовательное значение этого жертвоприношения. Клятвенное подтверждение Богом данных прежде обетований и увещание слушателей к исполнению божественных заповедей.

      Беседа сорок осьмая. Погребение Сарры и приобретение Авраамом первой земельной собственности; обличение современников в пристрастии к стяжаниям и увещание к справедливости и милостыни. Забота Авраама об избрании жены для Исаака из родственнаго ему племени и его твердая вера в Господа Промыслителя. История путешествия раба Авраама в Месопотамию, с нравственным применением к жизни слушателей.

      Беседа сорок девятая. Подаваемый Исааком пример терпения и неотступности в молитве. Причины по которым жены праведных были неплодны. Двадцатилетняя молитва Исаака о неплодии Ревекки и побуждение подражать праведнику.

      Беседа пятидесятая. Благочестие и благоразумие Ревекки, при плодоношении вопрошавшей Господа (чрез священника). Различныя занятия и нрав родившихся близнецов. Невнимание Исава к дару своего первородства и внушение слушателям не терять великаго за малое и ничтожное.

      Беседа пятьдесят первая. Право первородства и значение имен, даваемых в древности родителями своим детям. Божественное повеление Исааку не ходить в Египет во время начавшегося голода и подтверждение ему прежде данных обетований. Опасность, угрожавшая Исааку в земле Герарской, и избавление от нея божественным промышлением, подобно трем отрокам в разженной печи.

      Беседа пятьдесят вторая. Богатство Исаака и зависть к нему Герарян. Истинная кротость Исаака и его благочестие. Богоявление Исааку у кладязя клятвеннаго и благодарственныя жертвы Господу. Союз Авимелеха с Исааком, как доказательство того, что нет ничего сильнее кротости и добродетели. Увещание любить любящих и ненавидящих.

      Беседа пятьдесят третья. Женитьба Исава на Хананеянках. Сила добродетели и вышняя помощь в получении благословения отца Иаковом. Благословение Исаву и сильный его гнев на Иакова.

      Беседа пятьдесят четвертая. Увещание к подвигам добродетели указанием на то, что дано Богом человеку и что обещано. Зависть Исава к Иакову и совет последнему матери, согласны с заповедью Христа апостолам. Напутствие Исаака Иакову. Путешествие Иакова в Месопотамию и видение таинственной лествицы с обетованиями в будущем и настоящем. Увещание слушателей - просить прежде всего у Господа не земных, а вечных благ.

      Беседа пятьдесят пятая. Благочестие и вера Иакова в божественныя обетования. Все благоуспешно бывает у того, кому помогает вышняя десница. Убеждение слушателей любить Господа: достоподражаемый пример любви апост. Павла ко Христу. Любовь к ближнему и милостыня; великая сила последней для настоящей и будущей жизни.

      Беседа пятьдесят шестая. Простота заключения брака в древности и обличение бывших при этом во время Златоуста сатанинских забав. Христианину нужно оставить худые обычаи и обратиться к добрым. Древний обычай многоженства и его искоренение Христом. Любовь Иакова к Рахили и чадородие Лии по божественному изволению. Ревность Рахили и разсудительность Иакова; умножение его семейства. Увещание подражать древним в добродетелях и не прибегать к человеческому могуществу.

      Беседа пятьдесят седьмая. Добродетели праведников изложены в Писании для нашего подражания им. Кротость Иакова в отношении к Лавану и ея сила. Предложенная Иаковом себе награда и необычайный успех ея. Зависть Лавана и обетование божественной помощи побуждают Иакова удалиться из Месопотамии. Вышняя помощь Иакову, преследуемому Лаваном; свидание с ним Иакова и его напоминание о неусыпных трудах при пасении стад; укор пастырям духовнаго стада. Договор Лавана с Иаковом, запечатленный именем Божиим.

      Беседа пятьдесят восьмая. Ободрение Иакова чрез явление полка Ангелов и продолжающийся страх его пред Исавом; молитва к Богу отцев о помощи, а вместе с тем отправление даров Исаву; новое ободрение чрез Боровшагося с Иаковом и перемену имени его на „Исраиль". Почему Бог и Ангелы являлись праведникам в образе людей? Проявления смирения и угождения со стороны Иакова пред Исавом. Увещание кротости и смирению в отношении к враждующим.

      Беседа пятьдесят девятая. Умеренность Иакова в приобретении участка земли и обличение современников святителя в любостяжании; вред богатства для детей. Безчестие Дины и гибельность юношеских страстей, требующих обуздания чрез законный брак. Страх Иакова и переселение в Вефиль для совершения жертвоприношения. Увещание заботиться о чистоте юношей.

      Беседа шестидесятая. Безопасность Иакова, как стяжавшаго вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. Увещание слушателей - быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

      Беседа шестьдесят первая. Злоба и зависть к Иосифу его братьев и любовь к нему отца. Зависть - великое зло. Иосиф - прообраз будущаго. Продажа Иосифа измаильтянам, по вышнему усмотрению, послужила к прославлению страдальца. Велика сила добродетели и безсилие порока.

      Беседа шестьдесят вторая. Брак Иуды с хананеянкою Савою; брак Ира, а затем Авнана с Фамарью; рождение у последней от Иуды близнецов: Зара - прообраз Церкви, Фарес - закона. Рабство Иосифа в Египте и его благополучие в рабстве. Искушение Иосифа чрез жену египтянина, великая победа целомудрия и заключение в темницу. Увещание - подражать добродетелям дивнаго Иосифа.

      Беседа шестьдесят третья. Божественная помощь Иосифу в темнице и истолкование снов виночерпия и хлебодара. Истолкование Иосифом снов фараона по божественному откровению. Никакия случайности не могут служить препятствием к выполнению божественных намерений. Поэтому в скорбях не будем унывать, а будем питаться упованием на Бога.

      Беседа шестьдесят четвертая. Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. Увещание любить врагов.

      Беседа шестьдесят пятая. Животворное действие на Иакова известия о том, что жив Иосиф, решимость его отправиться в Египет; жертвоприношение у кладязя клятвеннаго и утешительное Богоявление Иакову. Представление фараону братьев и отца Иосифа. Действия последняго в Египте во время голода; освобождение жреческой земли от подати фараону и увещание - оказывать честь служителям Божиим и терпеливо переносить посылаемыя Богом искушения.

      Беседа шестьдесят шестая. Почему Иаков желал быть похороненным в земле отцев? Истинное нечестие - смерть не на чужбине, а в грехах. Поклонение Иакова на конец жезла его и благословение сыновей Иосифа. Увещание оставлять детям в наследство сокровище, состоящее не в богатстве, а в добродетели и благословении Божием. Хорошо богатство без греха.

      Беседа шестьдесят седьмая. Объяснение пророческаго благословения Иакова своим сынам по порядку их рождения. Таинственный смысл благословения Иуде. Смерть и погребение Иакова. Почему в древнее время был сильный плач об умершем! Незлопамятность Иосифа и завещание его братьям. Заключение с нравственным увещанием.


II. ВОСЕМЬ СЛОВ НА КНИГУ БЫТИЯ.

      Время произнесения их.

      Слово I, сказанное в начале Четыредесятницы на слова: в начале сотвори Бог небо и землю. Пост есть духовная весна для души. Великое благо в знании о творении мира и о Творце его по данному Богом Писанию. Почему не говорит оно в начале о создании ангелов? Как могло произойти что-либо из несуществующаго? Почему Моисей небо представил законченным, а землю - устрояемою постепенно? Увещание к милостыни примером отца и учителя Антиохийской церкви и указанием на то, что это есть самый лучший способ сохранения и пользования своим имуществом.

      Слово II. Сила молитвы Церкви, дающая смелость проповеднику. Почему при создании света и других тварей сказано: да будет и только при создании человека: - сотворим? Почему он создается после всех тварей? Кому Бог говорит: сотворим? Обличение тех, которые приписывают Богу человеческий образ, и увещание творить волю Божию.

      Слово III. Увещание слушателей углубляться, по крайней мере, во время поста в божественное Писание. Смысл слов: по образу и подобию и возможность для человека быть кротким. Истинность первоначальной власти человека над зверями и польза происшедшаго после грехопадения страха его пред ними.

      Слово IV. Кроме отнятия у человека власти над зверями, грех произвел три вида рабства: рабство жены, которая создана была равночестною, пред мужем; рабство Хама перед братьями, вследствие греха его против отца; третий вид рабства - подчинение начальникам и правителям. От рабства освобождает добродетель. - Возбуждение внимания слушателей к проповеднику примером первых христиан. - Естественная, не вследствие греха, власть родителей над детьми и строгая важность обязанностей детей.

      Слово V. Почему за грех одного или нескольких наказываются все? Путь к освобождению от рабства - добродетель, изгоняющая всякий страх пред людьми и пред зверями. Христианину нет нужды сетовать на предков и потому, что Христос обещал большия блага. Увещание к милостыни бедным, с сильным изображением их униженных просьб, их безвыходнаго положения и божественнаго наказания за жестокость к ближним.

      Слово VI. Полезность и спасительность собраний христиан в храме Божием. Имел ли Адам познание добра и зла до вкушения от древа? Увещание делать свой дом церковью и вместе с вещественною трапезою предлагать и духовную.

      Слово VII. Превосходство духовной трапезы пред вещественною. Обязанности слушателей божественнаго учения. Почему древо познания добра и зла названо так, если человек не от него получил это знание? Обычай Писания называть места и времена по совершившимся событиям. Спасительные плоды древа Крестнаго. Почему разбойник введен был в рай? Обличение манихеев, отрицавших воскресение тела. Что разумеется под раем в словах Спасителя? Увещание - делать свой дом небом и не отказывать в милостыне.

      Слово VIII. Радость Златоуста вследствие присутствия епископов при поучении. Для чего дана была первому человеку заповедь? Закон дан был в помощь человеку и есть величайшее благо и честь для тех, кому был дан. Человек пал от собственной безпечности.


III. ПЯТЬ СЛОВ ОБ АННЕ.

      Время произнесения их.

      Беседа I. Польза воспоминания о посте и блага, доставляемыя им. Напоминание слушателям о предметах предшествовавших бесед. Содержание беседы к обратившимся в христианство из язычества о двух способах Богопознания чрез созерцание природы и чрез совесть. Третий Богом данный наставник - родители. Любовь их к детям зависит не только от природы, но и от нравов детей. Обязанность родителей и особенно матери относительно воспитания детей, примером чего служит Анна, мать Самуила. Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. Увещание - подражать Анне в воспитании детей, в попечении особенно о целомудрии сыновей.

      Беседа II. Сила молитвы и веры, как показывает пример Анны, достойный подражания для мужей и жен. Тяжесть неплодства, особенно в древнее время, и управлявший душею праведницы страх Божий. Великая награда Анне за ея самоотверженный дар Богу. Твердость Анны и бдительность в молитве: успех молитвы зависит не от множества слов, а от силы сердечнаго устремления к Богу. Терпение Анны при оскорблении ея со стороны отрока первосвященника Илия. Другой пример того, как великодушное перенесение оскорблений ведет к большей славе. Нужно оказывать почтение священникам, независимо от их образа действий. Молитва Анны после принятия пищи и пития и увещание подражать ей в этом, как и в воспитании детей.

      Беседа III. Разнообразие добродетелей Анны и благотворность для христианина воспоминаний о ней. Двойственная любовь Анны к Самуилу и посвящение его Богу на служение в храме. Увещание родителям - посвящать своих детей Богу чрез искоренение в них нечистых пожеланий и приготовление к небесной жизни.

      Беседа IV. Горькое сетование на посетителей зрелищ, которыя, привлекая к себе и стариков и юношей, приносят больше вреда, чем удовольствия. Удивительны добродетели Анны, хотя она была женщиной. Ея молитва после посвящения Самуила Богу: вознесеся рог мой в Бозе моем; значение наименования Бога по имени рабов своих. Увещание к частой молитве; молиться христианину можно всегда и везде.

      Беседа V. Обязанность церковнаго проповедника при малочисленности слушателей и объяснение того, что составляет христианский праздник. Неисчерпаемо богатство божественных истин в Писании. Расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем. Не нужно роптать на Промысл Божий вследствие неравномернаго распределения богатства между людьми, в виду доступности и бедным необходимых для жизни земных благ; преимущества бедных пред богатыми.


IV. ТРИ БЕСЕДЫ О ДАВИДЕ И САУЛЕ.

      Беседа I. Необходимость долговременнаго наставления для искоренения греховной страсти. Давид - высокий ветхозаветный пример кротости. Благодеяния Давида Саулу; безразсудство подозрений последняго к первому и посягательства на его жизнь. Не смотря на подвиги, скромность Давида и удаление его из отечества для прекращения злобы Саула. Необычайное незлобие Давида к Саулу в пещере, как к помазаннику Божию, не смотря на совет сподвижников Давида. Молитва его Господу о недопущении до греха против жизни царя и увещание укрощать свой гнев воспоминанием о благочестивых мужах.

      Беседа II. Восхваление слушателей за их благорасположение и любовь к Давиду. Поправши гнев, Давид принес прекрасную жертву Богу; его победа над страстями не менее удивительна, чем спасение трех отроков и пророка Даниила; благотворныя для Давида последствия оказанной им Саулу пощады. Скромность Давида и после этого подвига; представленныя им Саулу доказательства его уважения к нему и незлобия. Глубокая смерть Давида о смерти Саула и его песнь. Увещание - прощать врагам при жизни и оплакивать их по смерти.

      Беседа III. Грозное обличение ходивших на зрелища и призыв их очиститься от греха прежде вступления в храм. Тяжесть и гибельность греха, совершаемаго посетителями зрелищ. Благотворность для нашей жизни высокаго примера добродетелей Давида и неизвинительность христианина, не прощающаго своим врагам. Прощение врагу принесло Давида славу на земле и на небе. Злословие со стороны врагов полезнее лести друзей и пример фарисея и мытаря. Влияние незлобия Давида на Саула и увещание - наперед оказывать честь ближнему. Нет ничего могущественнее кротости, как приводящей врага к сознанию причиненнаго зла и приносящей небесныя награды. Попечение Давида о разслабленном сыне Саула и увещание - подражать этому.



Помощь проекту
Для развития проекта и оплату поступлений новых материалов нужны финансы, которых у разработчиков нет. Если Вы хотите помочь проекту, перечислите любую сумму на кошелек webmoney R326015014869.

Аудио

Из-за отстутсвия какой-либо финансовой помощи рубрика закрыта
Икона дня:


Поиск по порталу:



Мысль на сегодня: